Порядок обжалования муниципальных правовых актов.

 

         Порядок обжалования муниципальных правовых актов предусмотрен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ) и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – АПК РФ).

         В соответствии с частью 3 статьи 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй статьи 22 ГПК РФ, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

         Согласно статье 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Из статьи 28 АПК РФ следует, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе:

    - об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

    -  об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Таким образом, в зависимости от подведомственности дело об обжаловании муниципального правового акта может рассматриваться в порядке, предусмотренном ГПК РФ либо АПК РФ. Данные категории дел относятся к делам, вытекающим из публичных правоотношений.

         Подразделом III (главами 23, 24, 25) ГПК РФ, разделом III (главами 22, 23, 24) АПК РФ предусмотрен порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений. Дела об обжаловании муниципальных правовых актов рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства, предусмотренным соответствующим процессуальным Кодексом, с особенностями, установленными вышеуказанными главами ГПК РФ, АПК РФ.

         Дела об обжаловании муниципальных правовых актов рассматриваются в заявительном порядке: заявитель - организация, гражданин, государственный орган, иной орган, должностное лицо, обратившийся в суд с заявлением об обжаловании муниципального правового акта, заинтересованное лицо – орган местного самоуправления, принявший обжалуемый муниципальный правовой акт.

         Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления возлагается  на орган местного самоуправления, который принял оспариваемый акт.

         При оспаривании заявителем нормативного правового акта предметом заявленных требований является признание недействующим нормативного правового акта (полностью или частично).

         При оспаривании заявителем нормативного правового акта, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц предметом заявленных требований является признание недействительным ненормативного правового акта, признание незаконным решения, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц.